Добро пожаловать на страницу помощи Электронного Каталога

Российской национальной библиотеки!

Внимание!

При отсутствии издания или шифра в новом каталоге, поиск производится по Генеральному алфавитному каталогу, заказ оформляется на бумажном требовании с отметкой дежурного по электронному каталогу.

Документы, заказанные в субботу после 17:30 и в воскресенье, будут доставлены на кафедру в понедельник.
Документы из Дальнего хранения (1972-1978 гг.) доставляются на кафедру в течение недели.

Если у Вас возникают трудности в поиске, воспользуйтесь помощью Онлайн-консультанта. В случае, если Вы не смогли найти какое-то издание, оставьте заявку библиографам в разделе "Не могу найти".

Оглавление

На странице онлайн помощи Электронного каталога (ЭК) вы найдёте информацию по следующим вопросам:

  • Кратко о каталоге

    Электронный каталог (ЭК) РНБ включает машиночитаемые библиографические записи (БЗ) на все виды изданий, хранящихся в различных фондах РНБ. ЭК постоянно пополняется записями на вновь поступившие документы, а также записями, полученными в результате ретроконверсии генеральных каталогов библиотеки. Электронный каталог РНБ — сложная информационная система, содержащая не только сведения о изданиях, но и предоставляющая ряд услуг пользователям для более удобной работы с изданиями.

    Электронный каталог РНБ предоставляет следующие возможности:

  • Онлайн поиск изданий, хранящихся в фондах библиотеки;
  • Сортировка и упорядочивание результатов поиска;
  • Оформление электронного заказа на эти издания;
  • Подписка на источник RSS, для получения сведений об обновлениях;
  • Сохранение запросов (кнопка «Мои документы»);
  • Просмотр библиографических коллекций и коллекций электронных изданий Российской национальной библиотеки (кнопка «Коллекции»);
  • Получение онлайн-консультаций (кнопка «Онлайн-консультант»);
  • Помощь в поиске издания, если оно отсутствует в каталоге (кнопка «Не могу найти»);
  • Просмотр полученных изданий, сохраненных запросов, требований, штрафов, сообщений в своем профиле.
  • Важное замечание:

    Электронный каталог отражает не все издания, хранящиеся в фондах РНБ. Также вы можете обратиться к другим ресурсам, доступ к которым можно получить, посетив одно из зданий Российской национальной библиотеки или через наш сайт. Это каталоги и картотеки, локальные базы данных, базы данных на CD, online базы данных по подписке и другое: Ресурсы РНБ , Базы данных для читателей РНБ . Если вы не можете найти издание, то советуем обратиться к библиографу на участке доступа к электронному каталогу или отправить заявку через сайт с помощью кнопки «Не могу найти» (рис. 1).

    Рисунок 1. Кнопка «Не могу найти».

    В открывшемся окне Вам необходимо заполнить форму (имя, электронную почту и издание, которое не смогли найти) и отправить заявку (рис. 2). Ответ придет на вашу электронную почту.

    Рисунок 2. Заявка помощи по поиску.

    Для заказа online доступны только издания Русского книжного фонда (РКФ) после 1957 года и Иностранного книжного фонда (ИКФ) после 1941 года. На остальные издания заказ оформляется на бумажных требованиях.

    За один раз можно заказать не более 10 изданий.

    Если у вас возникли проблемы с регистрацией, поиском издания или вы забыли пароль от своего профиля, вы можете воспользоваться помощью онлайн-консультанта (кнопка «Онлайн-консультант»). После нажатия кнопки «Начать диалог», открывается диалог с одним из операторов, который поможет Вам разобраться с возникнувшей проблемой (рис. 3).

    Рисунок 3.Начало диалога с Онлайн-консультантом

    Регистрация
  • Чтобы оформить электронный заказ книг на бронеполку через сайт необходимо:

  • иметь читательский билет РНБ;
  • пройти регистрацию в Электронном каталоге.
  • Чтобы попасть на страницу с формой регистрации, нужно перейти непосредственно на сайт Электронного каталога РНБ. Нажмите кнопку «Вход» в правом верхнем углу монитора (рис. 4).

    Рисунок 4. Кнопка входа в Личный кабинет.
    В открывшемся окне выберите вкладку «Регистрация» (рис. 5).

    Рисунок 5. Регистрация в электронном каталоге.
    Выберите один из вариантов регистрации (рис. 6).

    Рисунок 6. Вкладка Регистрация в Личном кабинете.
  • «Активировать доступ по читательскому билету РНБ» даёт доступ ко всем возможностям Электронного каталога, включая электронный заказ изданий;
  • «Простая регистрация» предназначена для удаленных посетителей, не имеющих читательского билета РНБ. В данном случае электронный заказ невозможен, но остальные возможности Электронного каталога, например, поиск изданий, сохранение поисковых запросов, доступны.
  • Регистрация по читательскому билету РНБ (рис. 7):

    Рисунок 7. Регистрация по читательскому билету РНБ.
  • В первое поле введите только цифры вашего читательского билета;
  • Во второе поле введите фамилию, имя, отчество так же как указано на вашем читательском билете;
  • В третье поле введите дату вашего рождения в формате ДДММГГГГ(День Месяц Год) без точек, тире и пробелов. Например, если вы родились 25 апреля 1975 года, в графу вы должны записать 25041975;
  • В четвертое поле введите адрес электронной почты. На него будут приходить сообщения о статусе ваших электронных требований. Поле не является обязательным;
  • В пятое поле введите пароль. Пароль должен содержать от 6 до 15 символов и состоять из букв латинского алфавита или цифр;
  • Нажмите кнопку «Отправить».
  • Вернуться к началу раздела «Регистрация»

    Перейти к разделу «Электронный заказ»

    Простая регистрация (без возможности удалённого заказа книг)

    «Простая регистрация» предназначена для удаленных посетителей, не имеющих читательского билета РНБ. В данном случае электронный заказ невозможен, но остальные возможности Электронного каталога доступны, например, поиск изданий, сохранение поисковых запросов, найденных записей, документов и организация папок, добавление меток. Подробнее об этих возможностях ЭК в разделе Личный кабинет.

    Простая регистрация включает в себя все поля регистрации по читательскому билету, кроме поля «Номер читательского билета».

    Вернуться к началу раздела «Регистрация»

    Вход в Личный кабинет

    Вход в Личный кабинет можно осуществить как в начале работы с Электронным каталогом (рис. 8), так и после получения результатов поиска, по вкладке «Заказать» (рис. 9).

    Рисунок 8. Кнопка входа в Личный кабинет.

    Рисунок 9. Ссылка для перехода ко входу в Личный кабинет.

    Если вы забыли свой пароль, вы можете воспользоваться кнопкой «Напомнить пароль» в нижней части окна «Вход» (рис. 8). Вам нужно будет ввести адрес вашей электронной почты (рис. 10).

    Рисунок 10. Восстановление забытого пароля.

    На вашу электронную почту придет разовый пароль, по нему вы сможете зайти в личный кабинет и с помощью настроек изменить пароль на постоянный.

    Перейти к разделу «Личный кабинет - Смена пароля»

    Перейти к разделу «Электронный заказ»

    Вернуться к началу раздела «Регистрация»

    Поиск в электронном каталоге

    Для работы с каталогом вы можете воспользоваться:

  • Выбор поисковой формы зависит от необходимых критериев поиска. Рассмотрим это подробнее.

    Простой поиск

    Рисунок 14. Простой поиск.

    Форма простого поиска (рис. 14) состоит из одного поискового поля, в которое вы можете ввести любые поисковые выражения: название, автор, автор и название издания, ключевые слова (набор слов или фраза из библиографического описания или распознанного текста), название издательства, заглавие серии и т.д. Для получения результатов нажмите кнопку «Поиск».

    В форме простого поиска возможно использование операторов присоединения и символов подстановки.

    Использование символов подстановки.

    Вы можете включать в ваш запрос следующие символы подстановки: ? (вопрос) и * (звёздочка).

    ? - наберите знак вопроса, если хотите выполнить поиск с одним символом подстановки. Например, наберите цвет?, чтобы найти записи, содержащие формы цвета, цветы, и так далее (рис. 14-1).

    Рисунок 14-1. Использование символа подстановки ? (вопрос).

    * — наберите звёздочку, если хотите выполнить поиск с несколькими изменяющимися символами. Например, наберите цвет*, чтобы найти записи, содержащие такие формы как цветной, цветных, Цветаева и так далее (рис. 14-2).

    Рисунок 14-2. Использование символа подстановки * (звёздочка).
    Важное замечание:

    Система поиска игнорирует символы, расположенные в начале запрашиваемых терминов. Например, если вы задали ?казать или *казать, система будет искать слово казать.

    Использование логических операторов.

    По умолчанию используется оператор AND - «и», т.е. найденные записи должны содержать все введенные слова. Например: запрос Толстой Детство будет равносилен запросу Толстой AND Детство (рис. 15, рис. 16).

    Рисунок 15. Использование оператора поиска AND - «и».

    Рисунок 16. Использование оператора поиска AND - «и»
    Поддерживаются также:

    OR – «или», т.е. найденные записи должны содержать хотя бы одно введенное слово. Например, по запросу английский OR немецкий будут найдены записи, содержащие только слово «английский» или только слово «немецкий» или оба слова (рис. 17).

    Рисунок 17. Использование оператора поиска OR – «или».

    NOT – «нет», т. е. найденные записи не должны содержать слова, указанные после оператора NOT. Например, по запросу операционная система NOT Linux будет найдена литература об операционных системах за исключением операционной системы Linux (рис. 18).

    Рисунок 18. Использование оператора поиска NOT – «нет».
    Важное замечание:

    Логические операторы вводятся вручную заглавными буквами.

    Поиск по фразе в кавычках.

    Например: по запросу «операционная система Linux» будут найдены результаты, включающие в себя данную фразу целиком (рис. 19).

    Рисунок 19. Использование кавычек в поисковых выражениях.

    Группирование терминов внутри запроса с использованием скобок.

    Например: по запросу Шекспир (сонеты NOT трагедии NOT пьесы) будет осуществлен поиск сонетов Шекспира, исключая трагедии и пьесы (рис. 20).

    Рисунок 20. Использование скобок в поисковых выражениях.

    Вернуться к началу раздела «Поиск в электронном каталоге»

    Расширенный поиск

    Поисковая форма «Расширенный поиск» (рис. 21) состоит из четырех полей, имеющих ниспадающее меню, которое позволяет выбрать значение поискового выражения в каждом поле (рис. 22).

    Рисунок 21. Кнопка «Расширенный поиск»

    Рисунок 22. Меню выбора поискового выражения.

    Поиск по Любому полю означает, что введённые слова могут встретиться в любом месте библиографической записи (заглавии, авторе, тексте и т. д.)

    Поиск по полю Автор означает, что введённые слова будут искаться только среди основных авторов документа

    Поиск по полю Другие ответственные лица означает, что введённые слова будут искаться среди редакторов, составителей, переводчиков, иллюстраторов и др. ответсвенных лиц

    Поиск по полю Все авторы и персоналии означает, что введённые слова будут искаться среди любых персоналий, упомянутых в библиографической записи

    Поиск по полю Наименование организации означает, что введённые слова будут искаться среди организаций, как авторов документа и других ответственных организаций

    Поиск по полю Основное заглавие означает, что введённые слова будут искаться только по основному заглавию документа, включая его альтернативное написание и написание в современной форме

    Поиск по полю Все заглавия означает, что введённые слова будут искаться по всем формам заглавия, включая основное заглавие, заглавие серии, унифицированное, параллельное, альтернативное, прежнее, а также по заглавию на обложке, корешке, титульном листе, колонтитуле и на первой странице документа

    Поиск по Предметной рубрике уточняет, к какому предмету относится литература, которую вам необходимо найти (например к экономическим наукам, историческим наукам, краеведению и т. д.).

    ISBN ( International Standard Book Number, сокращённо ) - Международный Стандартный Книжный Номер — номер книжного издания, необходимый для распространения книги в торговых сетях и автоматизации работы с изданием. ББК - индекс библиотечно-библиографической классификации. Оба эти параметра присваиваются книжными издательствами и по ним также возможно осуществлять поиск, поскольку они являются уникальными - единственными для каждой книги.

    Каждое издание имеет собственный шифр, по которому можно определить, в каком именно фонде и отделении находится издание. Если вы знаете шифр нужного вам издания, вы можете воспользоваться поиском по шифру.

    С шифрами РНБ изданий, не требующих предварительного заказа можно ознакомиться здесь: Шифры РНБ  (обращайтесь в соответствующий фонд/зал).

    Метки (тэги, ключевые слова) - это слова и фразы, которые вы можете присвоить документам, что поможет вам организовать и запоминать их. Вы можете видеть метки, присвоенные документам другими пользователями. Метки, присвоенные вами, будут доступны для остальных. Можно присвоить документу сколько угодно меток. Если вам известна метка нужного издания, вы можете воспользоваться поиском по меткам. Подробнее о метках в разделе «Мои документы» - «Метки».

    Также можно выбрать один из вариантов: выбранное поле содержит, совпадает или начинается с введенных слов (рис. 23).

    Рисунок 23. Составление поискового запроса.

    Так же можно выбрать тип материала (рис. 24), язык (рис. 25) и год издания (рис. 26).

    Рисунок 24. Уточнение поискового запроса по типу материала.

    Рисунок 25. Уточнение поискового запроса по языку.

    Рисунок 26. Уточнение поискового запроса по году.

    Примеры расширенного поиска:

    Пример 1:

    Рисунок 27. Ищем: автор - Петров, заглавие - вопросы, место издания - Москва, год - 2009:

    Рисунок 28.

    Пример 2:

    Рисунок 29. Ищем: заглавие - библиотека, место издания - Новосибирск, шифр, рубрика...:

    Рисунок 30.

    Пример 3:

    Рисунок 31. Ищем «Американские фразы» среди меток:

    Рисунок 32.

    Пример 4:

    Рисунок 33. Ищем «история» во всех полях:

    Рисунок 34.

    Вернуться к началу раздела «Поиск в электронном каталоге»

    Поиск с помощью словаря

    В случае, когда вам необходимо просмотреть подборку работ конкретного автора, возможные предметные рубрики или найти издание по шифру хранения, целесообразнее воспользоваться поиском с помощью словаря. Чтобы выполнить такой поиск, нажмите на кнопку «Словарь», расположенную рядом с кнопкой «Поиск» (рис. 35). Поиск по словарю позволяет осуществлять поиск по материалам библиотеки с целью быстро найти необходимую информацию. В списке результатов можно кликнуть на выделенные записи, чтобы увидеть связанные с ними документы.

    Рисунок 35. Переход к словарям поиска.

    С помощью ниспадающего меню можно выбрать одно из поисковых значений (рис. 36):

    Рисунок 36. Выбор словаря поиска.

    Рассмотрим подробнее каждый словарь:

    1. Словарь предметных рубрик (рис. 37)

    Рисунок 37. Выбор предметной рубрики.

    Выбираем нужную предметную рубрику и получаем результаты (рис. 38):

    Рисунок 38. Поиск по предметной рубрике.

    2. Словарь авторов (рис. 39)

    Рисунок 39. Выбор автора среди похожих.

    Нажав на интересующую позицию, вы увидите список работ выбранного автора (рис. 40).

    Рисунок 40. Поиск по автору.

    3. Словарь заглавий (рис. 41, рис. 42)- нажмите на заглавие, чтобы увидеть полную запись.

    Рисунок 41. Выбор заглавия среди похожих.

    Рисунок 42. Поиск по заглавию.

    4. Словарь шифров (рис. 43)- дает возможность искать по шифру и получить список связанных документов в сокращенном виде. Нажмите на заглавие, чтобы увидеть полную запись.

    Рисунок 43. Поиск по шифру.

    Вернуться к началу раздела «Поиск в электронном каталоге»

    Поиск по коллекциям

    Для удобства читателей огромное собрание изданий, хранящихся в РНБ, разделено на различные коллекции. Коллекции хранятся в разных фондах, составлены по различным темам, по видам изданий, по историческим периодам и др. Перейти к поиску по коллекциии можно с помощью кнопки в верхней части экрана (рис. 48-1):

    Рисунок 48-1. Кнопка «Коллекции».

    Подробнее о коллекциях РНБ на нашем сайте в разделе Фонды и коллекции

    Например: выберем коллекцию «История России в нотных изданиях» ( рис. 48-2):

    Рисунок 48-2. Результат выбора коллекции «История России в нотных изданиях».

    Далее можно сделать уточнения по автору, названию, году издания и др.

    Также перейти к выбору коллекции можно в процессе поиска по уточнению (рис. 48).

    Вернуться к началу раздела «Поиск в электронном каталоге»

    Уточнение и сортировка результатов поиска

    При проведении тематического поиска в результате вы можете получить большое количество записей. Однако вы можете изменять границы поиска с помощью сортировки (справа вверху).

    Для этого надо выбрать позицию из ниспадающего меню в строке «Сортировка» и записи будут отсортированы по необходимому вам признаку (рис. 44):

    Рисунок 44. Кнопка «Сортировка».

    Отсортировать результаты можно по релевантности, дате создания, популярности, автору и заглавию. Релевантность - соответствие документа информационному запросу, или «адекватность» результатов поиска.

    Также имеется возможность уточнения результатов поиска с помощью фильтров. Это меню находится слева от поиска. Уточнение производится по следующим параметрам:

    Тип ресурса (рис. 45) - формат документа; например - книга, статья, журнал и т.д.

    Рисунок 45. Уточнение по типу ресурса.

    Рубрики (рис. 46). Рубрика - это заголовок какого-либо раздела.

    Рисунок 46. Уточнение по рубрикам.

    Предметная рубрика (рис. 47) – в библиографической записи краткая формулировка темы (предмета, факта, события, аспекта и т. п.), рассматриваемого в документе (в частности, издании).

    Рисунок 47. Уточнение по предметным рубрикам.

    Другие коллекции (рис. 48)

    Рисунок 48. Уточнение коллекции.
    Перейти к разделу «Поиск по коллекциям»

    Год издания (рис. 49)

    Рисунок 49. Уточнение года издания.

    Нажав «Другие варианты», вы можете выбрать нужный временной диапазон найденных изданий (рис. 50):

    Рисунок 50. Уточнение года по диапазону.

    Язык (рис. 51)

    Рисунок 51. Выбор языка.

    Автор (рис. 52). Этот фильтр применяется в основном, если вы ищите литературу по определенному автору.

    Рисунок 52. Выбор автора.

    Место хранения (рис. 53). Этот фильтр показывает местонахождение найденной вами литературы.

    Рисунок 53. Выбор места хранения.
    Заглавие серии (рис. 54)

    Рисунок 54. Выбор серии.
    Издатель (рис. 55)

    Рисунок 55. Выбор издательства.

    ББК - индексы библиотечно-библиографической классификации (рис. 56)

    Рисунок 56. Выбор ББК.
    Код специальности (рис. 57)

    Рисунок 57. Выбор специальности.

    С поисковыми запросами возможны следующие операции:

  • Просмотр запросов и результатов текущей сессии.
  • Сохранение запроса из текущей сессии с целью воспользоваться им позже.
  • Активирование оповещения по вашим сохранённым запросам, чтобы поиск проводился автоматически через определённые промежутки времени, и вы получали обновленные результаты.
  • Активирование RSS ленты, чтобы получать обновления по вашим запросам.
  • Подробнее об этом в разделе «Поисковые запросы»

    Вернуться к началу раздела «Поиск в электронном каталоге»

    Использование результатов поиска

    В «Результатах поиска» отображаются все документы, отвечающие вашему запросу. Каждый документ сопровождается следующей информацией:

  • Тип ресурса — формат документа; например - книга, статья, журнал и т.д. Отображается рисунком или эскизом обложки.
  • Заголовок — В зависимости от настроек вашей библиотеки, при нажатии на заглавие отображается либо информация о документе, либо онлайн-ресурс.
  • Автор, создатель, дата — автор, создатель документа и дата публикации.
  • Иконка «Звёздочка» — Нажмите на иконку «Звёздочка» рядом с заглавием, чтобы добавить или удалить документ из вашей папки. Выделенная цветом звёздочка свидетельствует, что вы уже добавили документ в свою папку.
  • Отметка «Точка» - Определяет доступность документа к выдаче. Зеленая «Точка» говорит о том, что документ можно получить в одном из фондов РНБ. Желтая «Точка» означает, что документ ещё не прошел окончательную обработку или хранится в закрытом фонде.
  • Рисунок 57-1. Вкладки в «Результатах поиска».

    Если вы хотите получить больше информации о документе, вы можете открыть следующие вкладки:

    Просмотр онлайн

    Вкладка «Просмотр онлайн» отображает документы, открытые для доступа онлайн. Если у документа несколько электронных копий, нажмите на одну из ссылок, чтобы просмотреть документ в новом окне. Подробнее о просмотре в программе Вивальди «Инструкция ЭБ РНБ-Vivaldi»

    Вкладка «Заказать»

    Вкладка «Заказать» позволяет вам отправить онлайн-требование о доставке документа в читальный зал (например, книги или аудио-диска). Заказ документов возможен непосредственно из ЭК. Имейте в виду, что для этого вам необходимо быть авторизованным в ЭК и иметь читательский билет, привязанный к вашей учётной записи.

    Подробнее об электронном заказе в разделе «Электронный заказ изданий»

    Места хранения

    Вкладка «Места хранения» отображает список всех мест, где находится документ. Чтобы получить больше информации о местонахождении документа, нажмите на ссылку с конкретным местом или на иконку Плюс. Из вкладки «Места хранения» удобно(рекомендуется) заказывать нужный экземпляр, если в записи их несколько. Подробнее об этом в разделе «Заказ изданий основного фонда», а также в Примере 2. Заказ документа РКФ при наличии экземпляров в других фондах.

    Полное описание

    Вкладка «Полное описание» отображает подробную информацию о документе и дополнительные ссылки.

    Отзывы и метки

    Вкладка «Отзывы и метки» позволяет вам добавлять, удалять и обновлять отзывы и метки к документу. Подробнее о метках в разделе Метки.

    Рекомендации

    Вкладка «Рекомендации» отображает список документов, основанный на запросах, выполненных другими пользователями ранее и включающих данный документ.

    Дополнительно

    Вкладка «Дополнительно» отображает дополнительные ссылки, например SFX link resolver или Google Books©.

    Сохранение запросов, Оповещения и RSS Лента

    Подробнее о возможности сохранения запросов и оповещениях в разделе «Поисковые запросы»

    Вернуться к началу раздела «Поиск в электронном каталоге»

    Электронный заказ изданий

    Доступ к фондам осуществляется по правилам обслуживания читателей РНБ.

    Электронный (удаленный, онлайн, web) заказ - это предварительный заказ документов в Электронном каталоге РНБ (ЭК) для получения их на Объединённых Кафедрах Выдачи. Для такого заказа доступны книги Русского книжного фонда после 1957 и Иностранного книжного фонда после 1941 года издания. Сделать заказ можно как с компьютеров Российской национальной библиотеки, так и удаленно через интернет.

    Заказ изданий основного фонда

    После того, как вы зарегистрировались, необходимо войти в личный кабинет. После этого вы можете заказывать издания.

    После того, как Вы нашли нужное Вам издание, убедитесь, что издание доступно в Русском книжном фонде (Московский пр.) (рис. 58)

    Рисунок 58. Издание доступно в РКФ - можно заказывать.

    Затем нажмите на вкладку «Заказать», а затем на кнопку «Отправить требование» (рис. 58).

    Рисунок 58-1. Вкладка «Заказать».

    После этого должна появиться надпись «Выполнено успешно» (рис. 59).

    Рисунок 59. Заказ осуществлен успешно.

    Если кроме основного места хранения издания имеется также шифр подсобного фонда отраслевого зала или другого фонда, вы можете обратиться непосредственно в зал для получения нужной литературы без предварительного заказа и без ожидания . Расположение читальных залов РНБ.

    Если всё же вы желаете заказать документ на бронеполку, во вкладке «Места хранения» выберите свободный экземпляр с пометкой РКФ (Московский пр.) и нажмите кнопку «Заказать». (рис. 60).

    Рисунок 60. Выбор места хранения при заказе.

    Другой пример подобного выбора и заказа рассмотрен в Примере 2. Заказ документа РКФ при наличии экземпляров в других фондах.

    Вернуться к началу раздела «Электронный заказ»

    Заказ многотомного издания

    При заказе многотомного издания каждый том необходимо заказывать отдельно. Для этого, перейдя во вкладку «Полное описание», в правом столбце «Ссылки» выбираете пункт «Связанные записи» (рис. 61).

    Рисунок 61. Связанные записи.

    Далее заказываете нужные вам тома (рис. 62, рис. 63).

    Рисунок 62. Выбор томов для многотомного издания.

    Рисунок 63. Заказ одного из томов.

    Вернуться к началу раздела «Электронный заказ»

    Проверка выполнения заказов

    После того, как вы сделали свой заказ, можно уточнить информацию о нем в разделе Личного кабинета «Мой профиль» - «Требования» (рис. 64).

    Рисунок 64. Вкладка «Требования».

    Информация о заказанных изданиях представлена во вкладке «Требования». Рядом в скобках отображено количество заказанных изданий. Статус заказа – «Выполняется». До того момента, как требование будет распечатано в фонде, вы можете отменить свой заказ (рис. 65).

    Рисунок 65. Требование.

    Время выполнения заказа зависит от количества заявок (максимально 2 часа).

    Если заказ невозможно выполнить в этот строк по каким либо причинам, сотрудники фонда добавят Примечание к требованию (рис.65-1) и отправят письмо на ваш электронный адрес с подробностями и причиной задержки и с возможной датой выполнения требования.

    Рисунок 65-1. Примечание к требованию.

    Некоторые особо ценные издания на иностранных языках выдаются только в читальный зал Иностранного Журнально Фонда. Соответствующие Примечание к требованию будет выглядеть так(рис.65-2)

    Рисунок 65-2. Передача требования в читальный зал ИЖФ.

    Через некоторое время, когда ваш заказ доставят на кафедру,на ваш телефон придет смс сообщение и на email - письмо о том, что вы можете забрать свой заказ. Доставка сообщений зависит от настроек в вашем Личном кабинете.

    Как только книги пришли на кафедру выдачи, все сведения о них автоматически перемещаются во вкладку «Выдачи» (рис. 66). С этого момента вы можете получить их на своей кафедре.

    Рисунок 66. Выдачи.

    Дополнительно о вкладке «Выдачи» в разделе «Мой профиль».

    Если в настройках Личного кабинета вы указали адрес электронной почты, то все сведения о выполнении заказа или об отказе в выдаче издания будут высланы вам письмом. Если же вы указали номер мобильного телефона, то вся информация будет выслана в виде смс-сообщения.

    По умолчанию книги закреплены за вашим номером на бронеполке 10 дней.

    Перейти к разделу «Личный кабинет»

    Вернуться к началу раздела «Электронный заказ»

    Продление заказа

    Имеется возможность удаленного продления срока хранения изданий на бронеполке. Для этого во вкладке «Выдачи», вы либо нажимаете «Продлить все», либо выбираете какие-то конкретные издания. Продление действительно на 10 дней, продлить можно 3 раза до 30 дней общего срока(рис. 67). Продлить срок хранения можно только для изданий РКФ и ИКФ, выдаваемые на бронеполке. Издания, хранящиеся фондах отраслевых читальных залов, выдаются на текущий день до закрытия библиотеки.

    Рисунок 67. Продление заказа.

    Вернуться к началу раздела «Электронный заказ»

    Заказ невозможен

    В некоторых случаях электронный заказ невозможен. Об этом вы можете узнать во вкладке «Места хранения» (рис. 68). Если вы все-таки попытаетесь заказать такое издание, то получите ответ «Электронный заказ невозможен» (рис. 69).

    Рисунок 68. Указание невозможности заказа во вкладке «Места хранения».

    Рисунок 69. Указание невозможности заказа во вкладке «Заказать».
    Электронный заказ невозможен в следующих случаях:
    1. Необходимый документ не является единицей хранения РКФ 1957 (и позднее) года издания и ИКФ с 1941 года.
    2. В ЭК РНБ отсутствует шифр хранения
    3. Издание отсутствует в ЭК РНБ
    4. Технический сбой
    5. Издание имеет электронную копию
    6. Экземпляр занят другим читателем
    7. Трудности с использованием вкладки «Заказать»
    Примечание:
  • Если электронный заказ невозможен по причине, указанной в пункте 1, заявка на бумажном бланке подается без отметки библиографа Электронного каталога.
  • Если электронный заказ невозможен по причинам, указанным в пунктах 2-4, заказ на издание оформляется на бумажном бланке (требовании), и подается на кафедру выдачи ТОЛЬКО с отметкой дежурного библиографа Электронного каталога (штамп установленного образца на обороте заявки).
  • Если заказ невозможен по причине, указанной в пункте 5, читатели работают с электронной копией, издание на руки не выдается.
  • Книги из Русского книжного фонда до 1957 г., издания из Русского журнального фонда (РЖФ), а также издания на иностранных языках до 1941г. заказываются на бумажных требованиях по традиционной системе.
  • Книги из специализированных фондов (ЦСБ (Центральная справочная библиотека), ОНЛ (Отдел национальных литератур), ФГО(Фонд групповой обработки), НТиТД(Нормативно-технической и технической документации), Отраслевые Читальные Залы - Залы ГЛ (Гуманитарной литературы) и Залы ТМЕЛ (Технической, медицинской и естественнонаучной литературы), УЧЗ (Универсальный читальный зал), Отдел Эстампов и другие) выдаются, как и прежде, в соответствующих подразделениях без предварительного заказа. Читальные залы РНБ.
  • Если электронный заказ невозможен по причине, указанной в пункте 7, воспользуйтесь указаниями, описанными в Примере 2. Заказ документа РКФ при наличии экземпляров в других фондах.
  • Вернуться к началу раздела «Электронный заказ»

    Примеры выполнения электронного заказа

    Теперь приведем несколько примеров электронного заказа изданий:

    Пример 1. Заказ документа РКФ.

    Найдите нужное вам издание и убедитесь, что издание доступно в Русском книжном фонде (Моск. пр.) (рис. 70)

    Рисунок 70.

    Перейдите на вкладку «Заказать» и нажмите кнопку «Отправить требование» (рис. 71)

    Рисунок 71.

    После отправка требование, появляется надпись «Выполнено успешно» (рис. 72). После этого ждите смс сообщение о том, что Вы можете получить издание на кафедре выдачи.

    Рисунок 72.

    Пример 2. Заказ документа РКФ при наличии экземпляров в других фондах.

    Если нужное вам издание имеется в отраслевом читальном зале , но вы всё же желаете заказать документ на бронеполку, во вкладке «Места хранения» выберите свободный экземпляр с пометкой РКФ (Московский пр.) и нажмите кнопку «Заказать» (рис. 70-1).

    Рисунок 70-1. Выбор экземпляра для заказа.

    Пример 3. Заказ документа ИКФ.

    Издания, доступные в Иностранном книжном фонде также можно заказать через ЭК (рис. 73)

    Рисунок 73.

    Рисунок 74.

    Рисунок 75.

    Вернуться к началу раздела «Электронный заказ»

    Личный кабинет

    Личный кабинет – это набор сервисных функций, доступных как зарегистрированным пользователям (полный объём), так и незарегистрированным (ограниченная функциональность).

    Зачем нужен Личный кабинет?

    Зачем мне входить в систему?

    Авторизуясь в ЭК, вы получаете следующие возможности:

  • Устанавливать предпочтительные настройки для текущей и будущих сессий. Вы можете задать и сохранить для будущих сессий предпочтительные для вашей поисковой работы настройки.
  • Сохранять в свою папку найденные материалы и введённые запросы. Вы можете сохранять результаты вашего поиска и обработанные запросы в свою папку для будущего использования.
  • Установить оповещение по вашим запросам. Вы можете сделать ваш запрос запросом с оповещением, то есть, запрос будет повторяться автоматически и при обнаружении новых документов, отвечающих вашим критериям, отправлять уведомление на ваш электронный адрес.
  • Пользоваться доступом к внешним лицензированным ресурсам. Библиотека предлагает пользователям лицензированные информационные ресурсы. Авторизовавшись в системе, вы можете искать и получать документы из этих дополнительных ресурсов.
  • Пользоваться услугами библиотеки. Удобно воспользоваться библиотечными сервисами, например, заказывать или продлевать книги и журналы.
  • Ставить метки и рецензировать документы. Вы можете обозначать ваши документы ключевыми словами и фразами, чтобы позже можно было организовать и легко находить их. Если доступ к вашим меткам открыт, другие пользователи могут видеть и использовать их. Кроме того, вы можете рецензировать материалы и делиться вашим мнением с другими.
  • Зачем мне выходить из системы?

    Вам следует выходить из Личного кабинета, чтобы ваши запросы оставались доступными только для вас, и чтобы никто не смог произвольно изменить ваши настройки и содержимое ваших папок.

    Вход в личный кабинет

    Для того чтобы воспользоваться услугами Личного кабинета необходимо зарегистрироваться в системе. Регистрация, вход в Личный кабинет – см. в разделе «Регистрация».

    Управление электронным заказом изданий – см. в разделе «Электронный заказ изданий».

    Чтобы перейти в личный кабинет нажмите кнопку «Мой профиль» в правой верхней части экрана (рис. 76).

    Рисунок 76. Кнопка «Мой профиль».

    В вашем личном кабинете есть три вкладки: «Мои документы», «Поисковые запросы» и «Мой профиль» (рис. 78). Рассмотрим подробнее каждую из них.

    Вернуться к началу раздела «Личный кабинет»

    Мои документы

    В этом разделе вы найдёте следующую информацию:

  • Сохранение документов.
  • Просмотр сохранённых документов.
  • Удаление документов.
  • Управление документами.
  • Управление папками.
  • Опция «Мои документы» позволяет сохранять и организовывать документы, найденные в ЭК.

    Во вкладку «Мои документы» можно перейти, нажав кнопку в верхней части экрана (рис. 77) или ярлык вкладки в Личном кабинете (рис. 78):

    Рисунок 77. Кнопка «Мои документы».

    Рисунок 78. Ярлык «Мои документы».

    Сохранение документов

    Во вкладке «Мои документы» можно составить собственный список изданий, которые были отмечены вами в процессе поиска. Чтобы сохранить запись в свои документы в результатах поиска в выпадающем меню «Сохранить» выберите строку «В мои документы» (рис. 79)

    Рисунок 79. Добавление записи в «Мои документы».

    Также добавить запись в папку в «Моих документах» можно, отметив иконкой «Звездочка» найденный документ, «Звездочка» окрашивается в оранжевый цвет (рис. 79-1).

    Рисунок 79-1. Добавление записи иконкой «Звездочка».
    Примечание:

    Вы должны войти в систему, чтобы сохранить записи в «Моих документах» для будущих сессий.

    Просмотр сохранённых документов

    Список изданий в «Моих документах» выглядит следующим образом (рис. 80):

    Рисунок 80. Список «Мои документы».

    Этот список можно распечатать или отправить на адрес электронной почты.

    Для зарегистрированных пользователей список хранится неограниченное количество времени. Для незарегистрированных пользователей (со статусом «Гость») список сохраняется только в течение сессии (т.е. до окончания сеанса работы с каталогом).

    Удаление документов

    Чтобы удалить документ и все его копии из различных папок в «Моих документах», нажмите на оранжевую «Звёздочку» рядом с документом в результатах поиска (рис. 79-1).

    Если вы не хотите удалять все копии документа, вам следует удалить каждую отдельную копию непосредственно из «Моих документов». Подробнее об этом в следующем разделе «Управление документами».

    Управление документами

    Управление документами производится с помощью простых команд - иконки с подсказками над списком документов (рис. 80-1):

    Рисунок 80-1. Управление документами.

    Находясь во вкладке «Мои документы», вы можете осуществлять следующие операции с документами:

    Рисунок 80-2. Операции с документами.
    Примечание:

    Обращайте внимание с каким документов вы работаете - строка должна быть выделена желтой подсветкой.

    Несколько документов можно выделить «галочками» слева списка.

    Управление папками

    Список документов можно упорядочить - разделить в разные папки. Добавление и управление папками производится с помощью простых команд - иконки с подсказками над списком папок (рис. 80-3):

    Рисунок 80-3. Управление папками «Мои документы».

    Вы можете выполнять следующие действия с папками, находясь в «Моих документах»:

    Рисунок 80-4. Операции с папками «Мои документы».

    Метки

    Что такое метки?

    Метки (тэги, ключевые слова) - это слова и фразы, которые вы можете присвоить документам, что поможет вам помнить о них и организовать повторный поиск. Вы можете видеть метки, присвоенные документам другими пользователями. Метки, присвоенные вами, будут доступны для остальных пользователей ЭК. Вы можете присвоить документу сколько угодно меток.

    Метки, присвоенные документу, могут отображаться следующим образом:

  • Облако — Список меток в алфавитном порядке, где размер шрифта отражает популярность метки, то есть количество документов, которым вы или другие пользователи присвоили данную метку.
  • Список — Список меток в порядке популярности, так что наиболее популярные метки расположены в начале списка. Количество документов с этой меткой отражается в скобках справа от метки.
  • Нажмите на метку, чтобы просмотреть все документы, которым она была присвоена.

    Используя метки, вы можете:

  • Просматривать все метки, присвоенные этому документу.
  • Присваивать и удалять метки для этого документа.
  • Искать все документы, которым была присвоена какая-либо из меток этого документа.
  • Просмотр меток

    Увидеть и добавить свои метки можно с помощью вкладки «Отзывы и Метки» в результатах поиска (рис. 80-5) или в папках, находясь в «Моих документах».

    Рисунок 80-5. Кнопка «Отзывы и Метки».

    Метки, которые вы видите, расположены по популярности так, что самые популярные находятся в начале списка. Вы можете видеть все используемые вами метки, а также все метки, присвоенные другими пользователями этому документу.

    Рисунок 80-6. Окно «Отзывы и Метки».

    Добавление меток

    Добавить свою метку можно с помощью кнопки «Добавить новую метку» во вкладке «Отзывы и метки» (рис. 80-6).

    Когда вы присваиваете метку, держите в голове вопрос: какие слова помогут мне вспомнить эту страницу несколько месяцев спустя? Это хорошая отправная точка для присвоения меток. Вам не обязательно полагаться на создателей системы в поиске подходящей категории. Выдумывайте такие метки, которые нужны вам и какие имеют смысл для вас.

    Примечание:

    Метки не должны превышать 35 символов и могут содержать только буквы, цифры, тире, нижнее подчёркивание, и апострофы.

    В панели «Добавить или удалить метки» вы можете делать следующее:

  • Присвоить уже существующую метку текущему документу. Поставьте галочку рядом с меткой, которую вы хотите присвоить документу, или введите метку вручную в панели «Добавить или удалить метки» для этого документа. Отметьте столько меток, сколько хотите. Если вы вводите метки вручную, ставьте запятые между ними (рис. 80-7).
  • Присвоить новую метку текущему документу. Введите метку в поле «Добавить или удалить метки» для этого документа (рис. 80-7).
  • Убрать вашу метку для текущего документа. Уберите метку с панели «Добавить или удалить метки» для этого документа или уберите галочку напротив метки в списке (рис. 80-7).
  • Примечание:

    Не удаляйте существующие метки из области «Добавить или удалить метки» в текущем документе, если только не хотите убрать их из этого конкретного документа.

    Рисунок 80-7. Окно «Добавить или удалить метки».

    Поиск по меткам

    Как найти метки?

    Список меток доступен на вкладке «Отзывы и Метки», где они отображены по популярности или согласно тому, как давно к ним обращались. Список самых популярных меток также можно просматривать в виде облака (рис. 80-6).

    Вы можете искать дополнительные метки, не отраженные на вкладке «Отзывы и Метки»: выберите критерий поиска «Метки», введите запрос в строку поиска и затем нажмите Поиск.

    Поиск описан в разделе «Расширенный поиск»

    Поисковые запросы

    О составлении поисковых запросов рассказано в разделе «Поиск в электронном каталоге»

    С поисковыми запросами возможны следующие операции:

  • Просмотр запросов и результатов текущей сессии.
  • Сохранение запроса из текущей сессии с целью воспользоваться им позже.
  • Активирование оповещения по вашим сохранённым запросам, чтобы поиск проводился автоматически через определённые промежутки времени, и вы получали обновленные результаты.
  • Активирование RSS ленты, чтобы получать обновления по вашим запросам.
  • Во вкладке «Поисковые запросы» можно перейти к истории поиска пользователя – т.е. списку поисковых выражений, которые пользователь вводил в поисковые формы в процессе работы с каталогом (рис. 81).

    Рисунок 81. Вкладка «Поисковые запросы».

    Эта вкладка содержит следующие папки:

  • Запросы этой сессии - список всех запросов, выполненных вами в течение текущей сессии
  • Сохранённые запросы и оповещения - список всех запросов, в том числе запросов с оповещением, сохраннных вами
  • Вы можете повторять поиск по сохранённому запросу самостоятельно или настроить автоматический повторяющийся через определённые промежутки времени поиск с оповещением о результатах по электронной почте.

    Если в процессе поиска вы не получили нужных результатов, можно сохранить запрос с возможностью оповещения при изменении или пополнении фондов. Нажмите кнопку «Сохранить запрос» в левой части экрана в процессе работы с каталогом (рис. 81-1) и заполните настройки оповещения. Запрос с оповещением будет повторяться автоматически и при обнаружении новых документов, отвечающих вашим критериям, отправлять уведомление на ваш электронный адрес.

    Рисунок 81-1. Настройка оповещения по запросу.
    Примечание:

    Если вы не авторизованы в системе, доступ к вашим запросам открыт только в течение текущей сессии.

    Чтобы просмотреть список запросов с оповещением, нажмите на меню «Сохранённые запросы и оповещения». Чтобы настроить оповещения по сохранённому запросу, нажмите на кнопку «Обновить» для данного запроса и затем введите параметры оповещения.

    Также имеется возможность сохранять результаты запросов в «Мои документы» по соответствующей кнопке слева результатов поиска (рис. 81-1)

    Перейти к разделу «Поиск в электронном каталоге»

    Активация RSS Ленты:

    Really Simple Syndication (RSS) - это популярный способ распространять информацию с сайтов. Например, используя RSS, новостной сайт или блог может автоматически рассылать статьи или новости группе подписчиков.

    В ЭК RSS лента используется для оповещения о новых документах, найденных по вашему запросу. RSS лента может быть активирована либо со страницы «Результаты поиска», либо в папке «Сохранённые запросы и оповещения» во вкладке «Поисковые запросы». Вам понадобится только программа для чтения RSS ленты, установленная на вашем компьютере.

    Если ваш браузер поддерживает RSS, нажмите кнопку RSS. Откроется окно, где вы можете подписаться на ленту RSS. Следуйте инструкциям в этом окне. Если ваш браузер не поддерживает RSS, кликните правой кнопкой мыши, выберите кнопку RSS, скопируйте URL и вставьте его в программу, читающую RSS.

    Мой профиль

    Этот раздел предназначен для просмотра выдач, требований (заказов), сообщений и для редактирования настроек и смены пароля (рис. 82). Ваша учётная запись с прикреплённым читательским билетом даёт вам возможность пользоваться библиотечными услугами, например,продлевать книги или отменять заказ. Кроме того, она позволяет задавать ваши личные настройки в Электронном каталоге. Чтобы войти туда, нажмите на кнопку «Мой профиль»; она расположена в верхней части каждой страницы ЭК.

    Рисунок 82. Мой профиль.

    Интерфейс ЭК может быть настроен таким образом, чтобы отражать ваш привычный способ поиска. Например, вы можете задать язык по умолчанию, максимальное количество результатов поиска на странице, указать ваш электронный адрес и номер мобильного телефона. Чтобы задать эти параметры, нажмите на панель «Мои настройки» слева на странице «Мой профиль».

    Примечание:

    Чтобы ваши настройки не изменились в будущих сессиях, вы должны авторизоваться в системе и сохранить их.

    Вернуться к началу раздела «Личный кабинет»

    Требования и выдачи

    Информация о заказанных изданиях представлена во вкладке «Требования». Рядом в скобках отображено количество заказанных изданий. Вкладка «Требования» описана выше в разделе «Электронный заказ»

    Через некоторое время, когда ваш заказ доставят на кафедру,на ваш телефон придет смс сообщение и на email - письмо о том, что вы можете забрать свой заказ. Доставка сообщений зависит от настроек в вашем Личном кабинете.

    Информация о выполненных заказах представлена во вкладке «Выдачи». Рядом в скобках отображено количество выдаваемых изданий (рис. 83). Также здесь отражено заглавие и автор изданий, дата окончания хранения на бронеполке (для РКФ, ИКФ) или дата окончания выдачи (для читальных залов других фондов), место выдачи и др.

    Рисунок 83. Вкладка «Выдачи».

    Значок позволяет сортировать столбец в порядке возрастания или убывания.

    Перейти к разделу «Электронный заказ»

    Вернуться к началу раздела «Личный кабинет»

    Смена пароля в Личном кабинете

    Для смены пароля своего пароля необходимо авторизоваться, нажать на кнопку «Мой профиль» в правом верхнем углу монитора (рис. 84), в левой части экрана выбрать «Мои настройки» (1). Далее выбрать команду «Редактировать настройки» (2) (рис. 85). Прокрутив вниз открывшуюся форму, смените пароль и нажмите кнопку «Обновить» (рис. 86).

    Рисунок 84. Кнопка «Мой профиль».

    Рисунок 85. Редактирование настроек.

    Рисунок 86. Смена пароля.

    Перейти к разделу «Регистрация»

    Вернуться к началу раздела «Личный кабинет»

    Настройки смс сообщений и email
    Примечание:

    Зачем нужно указывать адрес электронной почты, номер телефона?

    В момент выполнения вашего заказа происходит автоматическая отсылка письма на Ваш адрес электронной почты с вложением о подробностях заказа. Поэтому, проверив почту, вы узнаете, когда можно обращаться на кафедру выдачи за каким документом. Также электронная почта используется для сообщения об отказе или задержке по требованию с указанием причины. Указав номер Вашего мобильного телефона при регистрации в РНБ или позднее в Личном кабинете нашего электронного каталога, Вы будете получать СМС с кратким сообщением о выполнении заказа или об отказе. Это удобно, так как не нужно следить за выполнением заказа по интернету.

    Этими двумя бесплатными услугами можно пользоваться одновременно.

    Для проверки или смены своих данных необходимо авторизоваться, нажать на кнопку «Мой профиль» (1) в правом верхнем углу монитора, в левой части экрана выбрать «Мои настройки» (2). Далее выбрать команду «Редактировать настройки». Проверьте данные в открывшейся форме, исправьте, если необходимо, и нажмите кнопку «Обновить» (рис. 87).

    Рисунок 87. Редактирование личных данных.

    Вернуться к началу раздела «Личный кабинет»

    Часто задаваемые вопросы

    C вопросами читателей можно ознакомиться по ссылке: http://www.nlr.ru/info/faq.html